ВО МНОГИХ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКАХ ОБНАРУЖЕН КАНЦЕРОГЕННЫЙ БЕНЗОЛ.

by Андрей Колесниченко at/on 02:39
in

ВО МНОГИХ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКАХ ОБНАРУЖЕН КАНЦЕРОГЕННЫЙ БЕНЗОЛ.

Названия опасных напитков не разглашаются.



Трудно отделаться от впечатления, что на этот раз производители газировок «влипли» по-крупному. Устрашающей находкой обеспокоены правительственные агентства, контролирующие пищевые продукты в США, Англии, Германии и других странах. Понять их озабоченность можно, ведь бензол способен вызывать злокачественные заболевания крови (лейкозы) и лимфатической системы (лимфомы).

— Конечно, в газировках содержатся такие дозы бензола, которые оказывают не острое токсическое действие, а хроническое, — рассказывает Юрий Остапенко, руководитель Научно-практического токсикологического центра Росздрава и главный токсиколог Москвы. — Но в этом тоже нет ничего хорошего, хроническое влияние бензола может приводить к раку, заболеваниям печени и почек, угнетает процесс кроветворения. Чтобы точно определить риск, необходимы дальнейшие исследования.


Тестирование газировок активно проводят в правительственных лабораториях США и Европы. Многие напитки содержат до 25–50 мкг бензола в 1 л напитка, это в 2,5–5 раз больше верхнего предела, разрешённого Всемирной организацией здравоохранения для питьевой воды. Если бы такая бензольная вода текла из крана на кухне, чиновники должны были бы забить тревогу и предупредить население об опасности её потребления. В случае с напитками всё иначе — их названия даже не разглашаются. А значит, любой из нас рискует нарваться на жаждоутолитель с канцерогеном.


Впервые большие дозы бензола были обнаружены в газировках ещё в 1990 г. в США. Тогда производители обещали властям тихо и без шума разобраться в проблеме и устранить опасное вещество из напитков. Обещанного ждали 15 лет и ждали бы, наверное, ещё дольше, если бы не случай. Один из химиков, работавших в крупнейшей компании — производителей прохладительных напитков, организовал утечку конфиденциальных документов по бензоловой проблеме. Кроме того, он провёл независимые испытания газировок и снова обнаружил в них бензол. После этого чиновникам американского Управления по пищевым продуктам и лекарствам ничего не оставалось, как начать новое расследование.


Полтора десятка лет проблему замалчивали так умело, что в Европе о ней не знали даже специалисты. И когда в 1998–1999 гг. в Бельгии, Франции и Германии в газировках случайно обнаружили бензол, производители убеждали чиновников в том, что их подвели поставщики, подсунув загрязнённый бензолом углекислый газ. В российском НИИ питания эту версию считают правильной и не исключают, что нынешний бензол имеет такое же происхождение.


Придётся менять рецептуру.

И все же трудно поверить, что это был не откровенный обман. Ведь ещё с 1990 г. производители прекрасно знали механизм образования бензола в бутылках. Для этого нужны два вещества: бензоат натрия, используемый в качестве консерванта, и аскорбиновая кислота (витамин С). Тогда американские химики установили реакции, в результате которых от бензойной кислоты «откалывается» кольцо бензола и одновременно образуются вода и углекислота.


Этому способствуют условия хранения газировки. В тёплой атмосфере и на свету его образуется гораздо больше. Например, в секретных документах одной из компаний, попавших в прессу, приводятся такие цифры: в бутылке диетической низкокалорийной газировки было 25 мкг бензола, а после того как она постояла при 30 градусах на свету, канцерогена стало в три с лишним раза больше — 82 мкг. Кстати, самыми канцерогенными оказались именно диетические газировки, сделанные на заменителях сахара. По иронии судьбы, такие напитки пользуются всё большим спросом среди людей, ведущих здоровый образ жизни. Однако, избегая лишних калорий, они потребляют больше ядовитого бензола.


Вообще, потребление «шипучек» в России стремительно растёт. Если в советское время лимонады, дюшесы и прочие «Буратино» были праздничными напитками, то сейчас газировка становится обычным напитком на каждый день, а для некоторых и вовсе главным источником жидкости. Кстати, советские газировки были безопаснее современных: в них не было консервантов, а значит, не мог возникнуть и бензол.


«Наверное, производителям газировок надо менять рецептуру», — говорит Юрий Остапенко. Подобное мнение высказывают и западные специалисты. Хотя подобрать такой же эффективный консервант, как бензоаты, будет непросто.

Между прочим, бензойная кислота и витамин С могут встречаться и во многих других продуктах — в недорогих соках, консервированных овощах и фруктах, рыбопродуктах, маргаринах, майонезах и т. д. Все они тоже находятся в зоне внимания специалистов, и, возможно, скоро нас ждут новые скандалы на продуктовой ниве.



Другое мнение

Вадим АЛТАЕВ, президент Союза производителей безалкогольных напитков:

— Признавая существование проблемы попадания бензола в продукцию, мы намерены провести специальные мероприятия, направленные на исключение вероятности загрязнения напитков этим веществом. Однако основным источником бензола является воздух, которым мы дышим. Городской житель ежедневно «потребляет» около 400 мкг бензола, из которых не более 5% находится в пищевых продуктах. Риск загрязнения безалкогольных напитков бензолом настолько незначителен, что нигде в мире не установлены предельно допустимые концентрации содержания этого вещества. Отсутствуют и надёжные методы его определения в готовой продукции. Вероятно поступление бензола в наш организм и с питьевой водой.

Кстати, предельные нормы содержания бензола в воде, утверждённые Всемирной организацией здравоохранения и действующие в России,— 10 мкг на 1 л, в США — 5 мкг на литр, в странах Евросоюза — 1 мкг на 1 л.


«Аргументы и факты»

№ 11 (1324) от 15 марта 2006 г.


Комментариев нет:


 
fineprint
(c) Коралловый Клуб || Форум Кораллового Клуба